Кто такой Морено и Что такое психодрама?

Jacob L. Moreno
(1889-1974)

 

Об институте

Новости

Наши мастерские

Наши
тренеры и консультанты

План мероприятий

(У нас в театре)

Научная библиотека

Наши
партнеры

Связь

Схема
проезда

 

 

Институт организационной терапии и тренинга



Наши мастерские:

 


Организационный театр и корпоративная социодрама

Организационный театр развивается на основе театра спонтанности Морено, не требуя от участников актерских навыков, репетиций и исполнения чужой роли. Здесь открываются совершенно новые возможности воссоздания реальных рабочих ситуаций, то есть не тех ситуаций, которые "типичны", "экстремальны" или "полезны", а тех, которые по какой-то причине вошли в проблемную зону. В организационном театре происходит именно то, что когда-то произошло, либо могло произойти, либо здесь в том же реальном режиме проигрываются события, которые пока не могли произойти, но являются желаемыми и интересными для участников. Участники, говоря словами Морено, "больше не борются с реальностью - они её порождают".
Мастерская организационного театра наполняется реальным содержанием интересами своих участников. Ситуации проигрываются в защищенной игровой атмосфере с помощью методов тренинга спонтанности и тренинга креативности, чтобы как минимум тот, кто принес свою ситуацию в театр, стал в конечном счете её хозяином. В корпоративном режиме организационный театр в кратчайший срок впитывает в себя в буквальном смысле всю жизнь корпорации (группы, региона), высвечивает какие-то её важные стороны, и, "концентрируя" внутреннюю реальность, воспроизводит её в новом виде - в виде социодрамы.
Корпоративная социодрама (будь то на нашей сцене или на территории корпорации) - это часть жизни корпорации, собранная и преобразованная самими членами корпорации, руководителями, работниками, как будто высокопрофессиональные драматурги, актеры, режиссеры и художники взялись изобразить её в кино или на сцене. Но на самом деле никакие профессионалы не смогли бы стать "своими" в жизни данной организации, а качество "терапевтического фильма" при этом всё равно очень высокое. Однако задача, которую решает корпоративная социодрама - намного шире, чем просто "изобразить" сконцентрированную жизнь данной корпорации. Ведь во внутренней жизни организации прояснить, например, отношения (как деловые, так и личные) между руководителями и сотрудниками - это значит уже повлиять на их общение. Корпоративная социодрама позволяет также преобразовать всю сложную сеть отношений, сделать их эффективными, в каких-то случаях (например, в отношениях с клиентом) наполнить их необходимыми в данной ситуации чувствами, в каких-то случаях - прагматизировать.
Методы Морено иногда называют художественными. Без всяких преувеличений можно сказать, что любой участник организационного театра становится драматургом и художником собственной жизни. Применительно к организациям наш метод по праву называется организационной арттерапией.

К оглавлению

Формализация бизнес-процессов

Бизнес-процессы в России - вещь непредсказуемая. Предприниматели всегда хотят их формализовать и для того, чтобы сделать более надежными, и для того чтобы контролировать их и получать оперативную, управленческую и учетно-бухгалтерскую информацию. Затратив огромные средства на компьютеризацию бизнес-процессов, предприниматели, как правило, понимают, что возможности компьютерных систем ограничены тем, что в них вложили создатели-программисты и что многое, очень многое зависит от структур общения сотрудников, их возможностей взаимодействия, сложившихся взаимоотношений. Часто проводится тщательный анализ информационных потоков, ресурсов и форматов. Программисты и системные интеграторы тщательно настраивают системы, дорабатывают программы в соответствии с запросами руководителей и специалистов и, несмотря на все это, системы требуют постоянной доработки, они ненадежны и все время дают совсем не те результаты, какие ожидают руководители и разработчики. Информация идет совсем другими путями, руководитель получает неполную и неточную информацию, а также несвоевременно. Но самое главное - нельзя отделаться от ощущения (если это не больше чем ощущение) что под всеми явными (формальными и неформальными) структурами действует еще одна неявная и скрытая, постоянно саботирующая нормальное функционирование всей системы.
Социометрический подход позволяет не только выявить неформальные информационный потоки и связи, но так построить новую информационную систему, чтобы она опиралась на эти связи, что делает новые информационные технологии максимально надежными. Подход "от неформального - к формальному" гарантирует внедрение новой (часто дорогостоящей) информационной структуры и технологии и максимально эффективное ее функционирование.

К оглавлению


Социодрама диалога

Социодрама диалога - универсальная технология общения, открывающая несколько реальностей различных сторон (групп), участвующих в диалоге. Собственно в самой ситуации нет диалога, есть лишь общение в самом широком смысле - будь то любое групповое действие от войны до переговоров, от террора до дружбы, от ксенофобии до сотрудничества. Социодрама диалога концентрируется на важнейших для сторон ситуациях, открывает стереотипы, установки, вскрывает подтексты, недомолвки, подразумеваемое..Здесь появляются "Мы" и "Они", которых может оказаться несколько у одного и того же группового субъекта, и у другого группового субъекта - также свои "Мы" и "Они" в его субъективной реальности. Когда все эти "Мы" и "Они" встречаются на социодраме появляется возможность сравнить наше "Мы" с их "Они" (как они нас видят) и сравнить их "Они" с нашим "Мы". Так появляется "Вы", необходимое в диалоге. Не выявленные "Они" могут еще долго влиять как на жизнь, так и на действие в социодраме (как и любой "культурный консерв"). Оказавшись в общем "здесь и теперь", мы проверяем насколько эта реальность, эта ситуация является общей, насколько различаются наши взгляды на ситуацию. Наши роли обрастают плотью, реальность концентрируется и мы можем поменяться ролями. Иначе проникнуть в реальность Другого невозможно. Теперь две реальности можно полностью соотнести и выйти на прямое общение сразу на нескольких уровнях (со всеми подтекстами, чувствами, скрытыми смыслами).
Социодрама диалога используется для поиска выхода из сложных многолетних глобальных социальных конфликтов. В этом случае особую важность приобретает состав участников: чем шире их социальное разнообразие, тем реалистичнее пройдет социодрама и тем ценнее будут ее результаты. Так же можно решать задачи согласования в социальном проектировании и прогнозировании социальных последствий какого либо проекта или нововведения. "Мы" в социодраме (будь то национальное, религиозное, патриотическое и др.), которых много в каждом из нас, развивается, действует, открывает много нового и неожиданного в отношениях со всеми "Я" и "Ты". Можно диагностировать конфликты между "Я" и "Они", "Мы" и "Я", "Ты" и "Вы" и т.д.. Можно научиться договариваться со всеми этими, казалось бы, неконкретными субъектами, поиграть и за "наших", и за "ваших", понять свое место и идентификацию в сложнейших ситуациях. Используя гипотезу о коллективном бессознательном Юнга, можно поработать с "грубыми, поверхностными структурами социального агрегата" (говоря словами Морено), например поучаствовать в диалоге "мужчин" и "женщин" или "начальников" и "подчиненных".
Позиционный конфликт в бизнесе - например "продавцы и покупатели", "арендаторы и арендодатели", "заказчики и исполнители", "консультанты и клиенты" - может быть разыгран с помощью социодрамы и использован для тренинга всех вышеперечисленных групп. Для консультанта, например, очень важно и полезно побывать в "шкуре" клиента (так же как терапевту - в "шкуре" пациента). Социодраматический диалог продвигает все стороны друг к другу, учит разбираться в особенностях взглядов на одну и ту же ситуацию, продвигает в развитии стабильно продуктивных отношений, в освоении рынка. Новый взгляд позволяет наладить более успешную работу по "самоупаковке", изменить "внешность" организации, улучшить внешние связи (PR). Есть возможность прогнозирования развития организационного противостояния, проведения "развода" двух или более структур или наоборот слияния, централизации.

К оглавлению

Драма выбора и выбор драмы.

Подпись: Совместная акция Морено-Института и Театра Анатолия Васильева «Школа Драматического Искусства»

Приглашение ко Встрече
или о весеннем сезоне
Театра спонтанности
март 2003, Сретенка 19.

Что происходит? Этот вопрос (может быть самый главный) мы часто даже не задаём вслух, но без ответа на этот вопрос ничего и не произойдёт. Если… Драма жизни несёт нас. И мы, играя те или иные роли, создаём ситуации, то драматизируем, то наоборот стараемся скрыть что-то (чувства, внутренние голоса, образы, внутренних персонажей), то замедляя ход жизненной драмы, консервируем те или иные события. Кто-то всё время попадает в «чужие» события и ситуации, а кто-то сам задаёт ситуации, в которых он выглядит в выгодном свете, а то и вообще смотрится звездой. Кто кому нужнее – я нужен другим или другие нужнее мне и я от них завишу?
Прояснение и изменение событий, возможность понять себя и других, принять или отвергнуть их, изменить дистанцию, найти новых друзей – всё это и многое другое может психодрама. Это не лице-действие, а душе-действие, терапевтический театр, в котором каждый может найти свои чувства и отражение любых проблем, выбрать свою драму и выбрать своего героя, узнать где и когда на самом деле выбирают меня. Это ведь «часто не совпадает»?
Здесь и теперь есть возможность регулировать МЕРУ ОБЩЕНИЯ с теми, кто вас интересует и с теми, кого интересуете Вы – Морено назвал это «Социометрия».
Мы приглашаем тех, кто ищет кого-то или чего-то, независимо от психодраматического опыта. Те, кто уже участвовал, получат бесплатную возможность обменяться чувствами. Те, кто никогда не участвовал в психодраме, почувствуют необычную свободу выбора и богатство возможностей. Мы приглашаем психодраматистов, которые всерьёз задумываются о групповой динамике, о социометрии, как в малой психодраматической группе, так и в сообществе в целом. Всевозможные проблемы сообщества психодрамы и психологизированного общества мы предлагаем прояснять здесь, так же как и отношения между группами. Все возможные конфликты мы предлагаем разрешать здесь. Наша площадка театра спонтанности открыта для всех, кто открыт для серьёзных и ответственных отношений, прежде всего по поводу творческого сотрудничества.
Каждому интересен его статус. Наверное поэтому много лет процветает по всему миру суррогат настоящей социометрии – ее количественный уклон – подсчеты индексов, статусов каждого члена группы. Да, это любопытно. Но ещё интереснее использовать социометрию для реального поиска партнёра, создания творческих, психодраматических, тренинговых, исследовательских и каких угодно групп. Критерий выбора должен быть предельно конкретным и реальным для присутствующих участников. Как первичный минимум, предлагаемый на первую Встречу, критерием может стать выбор того, с кем Вы хотели бы оказаться в одной психодраматической группе. Это очень важный выбор. Также как и выбор ведущего группу. Ведь кроме сертификата психодраматерапевта необходимым условием спонтанной, эффективной и успешной группы (как и в любом жанре) является реально высокий сегодняшний статус ведущего. А он, как и всякий неформальный статус, может опускаться и опять подниматься в течение недели. Этот критерий для тренера (ведущего) можно было бы назвать и «доверие», но, впрочем, мы обязательно будем уточнять и прояснять критерий перед измерением. В этом один из главных смыслов Встречи.
Узнать кто ты сегодня по «гамбургскому счёту» - имеет смысл прежде всего тем, кто много работает с людьми и если делать это постоянно, регулярно. Для этого и создается такая площадка как постоянное место такого «Гамбурга». Одновременно площадка театра спонтанности предназначена для постоянной диагностики (мониторинга) важнейших тем, которым стоит посвящать группы, равно как и спектакли, фильмы, статьи, и вообще жизнь. Обязательным третьим вопросом будет вопрос «Что?», «Что Вас волнует?». Результаты фокус-социодрамы дадут качественную картину потребностей в тренингах, покажут важнейшие направления развития всех камерных искусств: драматического, политического театра, тренинга, консультирования, организационной арттерапии, учебного видео и пр.
Существует много применений практического применения социодрамы и социометрии: в том числе тренинг, организационное консультирование, групповая психотерапия, моренопедагогика, театр социальной импровизации, креативная драма, фокус-социодрама и многое другое. Но для всего этого нужны люди, группы, связи, отношения. Приходите и создайте себе рабочее место!


Ведёт Встречи и акции директор Морено-Института Москва
Роман Золотовицкий


Точное время и место проведения цикла будет сообщено тем, кто зарегистрируется на сайте института в разделе «План мероприятий» по ссылке «Зарегистрироваться»
http://morenoinstitut.narod.ru 
смотрите также «Психодрама в России» http://www.psychology.ru/romek/psychodrama
 

Подпись: Социометристы нужны! Довольно срочно. С законченным обучением и жизненным опытом. С собственным опытом участия в психодраме и социодраме, в том числе и в качестве протагониста. С собственным мнением и собственными замыслами в области социодрамы и социометрии. Умение понимать социально далеких и психологически недалеких, создавать культурные консервы, быть включенным и невключенным одновременно приветствуется. 
Резюме – на E-mail romajana@uni.de  tel\fax +49-6221-31-60-30
http://morenoinstitut.narod.ru                 Moreno Institut Moskau 
 

 









работа в Москве, пока бесплатно, проект начинается весенним сезоном Театра спонтанности,
в марте 2003 года

Встречи будут проходить 10 - 24 марта четыре раза в неделю вечером (Следите за нашими новостями!) с участием А. Васильева.

Для участия НЕОБХОДИМО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

К оглавлению

Общение в творчестве: как найти СВОЕГО?
 

Они.

«Они не хотят больше бороться с
реальностью, они её порождают».
Якоб Морено

Чем рискует режиссер, выбирая актёра, сценографа, продюсера и т.д.? Средствами, отпущенными на проект? Собственной репутацией? Нет, самим замыслом!
Но замысел как тема может быть не близок актеру, сценографу и другим, будь они тысячу раз гениями.
• В центре внимания — "творческая коммуникация". «Тема» становится близка, как только каждый из нас готов донести до других ее душу, суть, защитить ее значимость, но не аргументами, а образами, не рассказывая, а в большей степени показывая свою ситуацию. Верят (и понимают), как правило, именно СВОЕЙ «теме». Именно творческое общение создаёт особую атмосферу театрального процесса, погружаясь в которую мы становимся друг другу своими. Разогрев на данную «тему» (а «разогрева на всё что угодно» не бывает) сразу же требует от носителя темы ответственности за форму, выразительность – именно он сам отвечает за то, чтобы его понимали.
• Если нет внутренней питательной атмосферы, замысел блекнет и растворяется в окружающей среде. Для созревания замысла и его воплощения необходима замкнутость, герметичность, границы. Не двери, а именно люди «держат» эти границы – и в то же время – нет атмосферы, нет и границ. Прозрачность отношений (когда создается особая проводимость чувств, когда можно сказать друг другу всё открыто и прямо) гарантирует ясность и конструктивность внутреннего процесса (такие отношения Морено называет ТЕЛЕотношениями). Тогда и появляется особое «ВНУТРИ», то, что растят и берегут. Но тут же начинает развиваться и некое «СНАРУЖИ» — смогут ли потом другие понять и почувствовать то, что постараются (или не постараются) вынести, выразить, донести до разнообразных других? Какие нужны средства консервации результата – пусть даже он всегда будет промежуточным результатом? А может быть главное – не результат, а процесс?
• Если бы у нас была такая «машина времени», с помощью которой мы могли бы посмотреть что получится через несколько шагов (месяцев, лет), мы могли бы сразу «у дверей», «на берегу» отличить своего от чужого (это не значит – лучшего от худшего) и не только рисковать меньшим, но и добиваться большего. С помощью социодрамы мы можем проиграть сразу много вариантов одновременно, и поискать различные версии, поэкспериментировать, причём одновременно как в самом замысле, так и в способах реализации этого замысла. Как ни странно спонтанность помогает прогнозировать. Мы, отслеживая личный след, личный вклад каждого, играем и собой, и другими. Можем дистанцироваться от того, что вместе сделали, и понять, что мы сможем вынести из этого «здесь и теперь», а что – оставить. А также кого взять с собой, а кого – оставить.
• Всем известно: как при свободном, спонтанном выборе, так и при запрете на спонтанный выбор, внимание к каждому, проявляемое другими и внимание, которое я проявляю к другим, всегда неравномерно. Именно поэтому мы встречаем богатых и бедных, талантливых и бездарных, успешных и неудачников, каждый – в своём положении, в своей ситуации, где он – либо звезда, либо изгой, однако, не навечно. Кто-то умеет сделать любую ситуацию своей, а кто-то сможет сделать это только в театре спонтанности. Мы собираемся не для того, чтобы «утирать слёзы» и искать психологической интерпретации или помощи. Мы не станем искать «справедливости», судить, оценивать, объяснять, строить теории.


Мы.

Мы не боремся с неравенством, талант сам ответственен за то, чтобы его понимали. Мы можем помочь найти своё выражение и отражение, помочь встретить партнера, но мы не оцениваем. Мы не занимаемся разграничением реальности и иллюзии, но даём возможность каждому создавать свою реальность и делать ее понимаемой другим и воспринимаемой другими. Новые ситуации, новые реальности обмениваются между собой – для этого и существует театр. Театр в обычном смысле приносит катарсис, либо утешение, либо возмущение, либо восхищение. Наш Театр спонтанности – в широком смысле – плавильный «котёл» ситуаций»… и людей, ролей, театров.
«Группа людей, составляющая театр, автоматически разделяется на две части. Одна часть пытается поделиться чем-то с той частью людей, которые менее подготовлены к этой встрече. Вот собственно и всё, что представляет собой театральное событие.» — пишет Питер Брук (из сборника «Режиссёрский театр»). На самом деле подготовка идёт с обеих сторон. Только со стороны современного театра она – более организованная что ли. Кто придет на встречу и в какой роли? Роли зрителя многих сегодня не устраивают, кто-то со сцены чувствует Встречу через одно только дыхание зала (а вовсе не через ритуал аплодисментов). Как трудно иногда войти в театр! Как трудно войти в чужой ритуал извне. Многие уже привыкли оставаться и жить снаружи. Но если каждый, начиная свой собственный разогрев, видит другого, он может надеяться на встречу с тем, что есть общего, и тем, что есть различного, у других. Никто не может полностью подготовиться ко Встрече, но если движение есть с ОБЕИХ сторон, возможен диалог. Именно такую встречу мы организуем и пишем с Большой буквы. Морено, создавший театр спонтанности, назвал её социометрической, то есть той, что может отрегулировать меру общения между участниками и между реальностями, которые они несут. Подробнее об этом http://web.psychology.ru/romek/psychodrama 
Мы создаём событие, которое должно собрать в себе многие реальности, вобрать многие темы и замыслы. Мы каждый раз собираем события и ситуации в одно целое, в ситуацию всех ситуаций – это и есть Социодрама, в которой встречаются прежде всего группы. Естественно, у них будет разный уровень, разное творчество вне наших встреч. Разные жанры. Какой уровень творчества и в каком жанре – зависит от вас и от того, кого вы встретите.

• Основная конечная цель наших Встреч — "найти творческого партнера, найти СВОЕГО". Хотя оба слова: и «цель», и «конечная» — весьма условны, прежде всего потому что «свой» — это конкретно для сегодняшнего ПРОЦЕССА, сегодняшней ситуации в творческом процессе, свой здесь и свой теперь
• Средства: театр спонтанности Морено, социометрия (не количественная), тренинг спонтанности и креативности, импровизационная игра, плейбек-театр, фокусировка своего «здесь и теперь»
• Мы собираемся: создавать творческие группы, выкристаллизовывать новые замыслы, жанры, образы. Концентрировать жизненно-творческую ситуацию, искать свое место в ней, осмыслять жизнь художественными методами, но не ради одной красоты или ради одной только пользы, а создавая и то, и другое, но не "для" Мы против коммерциализации театра, но создавая творческие группы, мы создаём для себя рабочие места. Однако это – не актёрский кастинг и не тусовка.

Я…

Я – ведущий сегодняшней встречи, не выступаю здесь в роли театрального пророка, психотерапевта, педагога или консультанта, хотя и имею некоторый опыт. Я, Роман Золотовицкий, работаю директором Морено-Института (Москва-Гейдельберг) и одновременно в Театре Анатолия Васильева на данном проекте, который синтезирует театр и социодраму, театр-школу и театр спонтанности. Создавая экспериментальную площадку, я руководствуюсь не только наследием Морено, но и «бритвой Оккама»: «Не умножай сущности без необходимости». Кроме этих трёх понятий: Театр спонтанности, социодрама и социометрия, я не ввожу новых понятий. Здесь нет других сущностей, но есть общее сущестование.
Социодрама имеет три фазы: разогрев, драма (групповое действие) и консервация. Здесь одновременно встречаются люди, рождаются образы, действуют персонажи, спорят группы, соперничают театры, сталкиваются реальности. Критерием «победы» той или иной, моей или твоей реальности (реальность всегда субъективна) является не научная истина, а художественная правда, достоверность не факта, а чувства, причём не драматурга (живого или мёртвого), а того кто, здесь всей душой и телом. Здесь каждый со своей реальностью суверенен, каждый – одновременно драматург, актер и режиссёр своей драмы, поэтому способен увидеть как общее с другими драмами, так и различное, может как взять, так и отдать – чувства, знаки, символы, образы. В конечном счете здесь каждый – драматург собственной жизни и, в МЕРУ общения, по мере обмена – драматург чужих жизней и актер внешних режиссёров. Здесь каждый решает сам, выбор – подлинно спонтанный.
Нам просто необходимо общаться. И не просто общаться, а вести совместное групповое действие. Так появляется общая реальность – но что она принесёт когда станет общим действием?
Всякое групповое действие должно отвечать одновременно трем критериям:
• ПОЛЬЗА
• КРАСОТА
• ПРОЧНОСТЬ
Разница лишь в акцентах: театр, бизнес, политика, ругань на рынке, роман "Война и мир", сегодняшняя психодрама – все эти групповые действия, общение, творческие коммуникации имеют эти три характеристики, но в разной пропорции И только от Вас зависит в какой. Мы постараемся избежать в нашем театре психологизации, коммерциализации, развлекательности и потребительства.
Конечно, в любом групповом действии можно увидеть узкую пользу, красоту и прочность (выживаемость). А можно – Пользу–Красоту–Прочность и для человека, и для Человечества. Как сплетённые между собой наука, практика и искусство одновременно, имеющие и дающие пользу глобальную, красоту совершенную и жизнь вечную.
 

Из Интернета: Театр «Школа драматического искусства». Художественный руководитель Анатолий Васильев. Москва. Россия
Созданная Анатолием Васильевым «Школа драматического искусства» — уникальная модель театра с точки зрения художественных, интеллектуальных, профессиональных и этических связей. Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного поиска, эксперимента. Результатом учебных семинаров и лабораторных поисков в «Школе драматического искусства» становятся спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, произведению, или же одной какой-то теме. подробнее >>> http://grek.ru/art/teatr/sda/teatrv.php 
 

Встречи будут проходить 10 - 24 марта четыре раза в неделю вечером (Следите за нашими новостями!) с участием А. Васильева.

Для участия НЕОБХОДИМО ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ

К оглавлению

Уважаемые посетители! Мы рады будем встретить Вас на нашей странице в сети интернет, а также на наших мероприятиях и фестивалях. Примите наше искреннее приглашение ко Встрече…

 

Hosted by uCoz